1.2. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности

Одним из важнейших свойств любой системы является ее целенаправленность — наличие у системы цели (целей) и приоритет целей системы перед целями её элементов. Для СОПБ в Российской Федерации такой целью (что следует из определения) является обеспечение пожарной безопасности, то есть обеспечение состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Цель СОПБ определяет ее функции, к основным из которых относятся:

• нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
• создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
• разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
• реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
• проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
• содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
• научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
• информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
• осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
• производство пожарно-технической продукции;
• выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
• лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия);
• тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
• учет пожаров и их последствий;
• установление особого противопожарного режима;
• организация и осуществление профилактики пожаров.

Осуществление функций СОПБ реализуется через наделение элементов системы специальными полномочиями (помимо прочих), правами и обязанностями. При этом полномочиями наделены органы государственной власти, правами и обязанностями — организации и граждане.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся:

• разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением;
• разработка, организация выполнения и финансирование федеральных целевых программ;
• участие в разработке технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил, содержащих требования пожарной безопасности (норм и правил), правил пожарной безопасности, в том числе регламентирующих порядок и организацию тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
• формирование предложений по проекту федерального бюджета на соответствующий год в части расходов на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проводимых федеральными органами исполнительной власти, обеспечение целевого использования средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета;
• создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических, научных и образовательных организаций, содержащихся за счет средств федерального бюджета;
• организация и проведение федерального государственного пожарного надзора;
• организация развития науки и техники, координация основных научных исследований и разработок;
• утверждение номенклатуры, объемов поставок для государственных нужд пожарно-технической продукции, в том числе по оборонному заказу;
• установление общих принципов подтверждения соответствия;
• создание государственных систем информационного обеспечения, а также систем статистического учета пожаров и их последствий;
• осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
• организация ведомственного пожарного надзора на объектах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
• подготовка утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы;
• разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:

• нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;
• организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
• разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
• организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;
• разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;
• осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в профилактике пожаров и борьбе с ними;
• осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей;
• создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
• организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);
• утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации;
• оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся (ст. 19 № 69-ФЗ):

• создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
• создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
• оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
• организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
• принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
• включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
• оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
• установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

• создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
• включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
• оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
• установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения.